Как тюменские разработчики автономного противопожарного устройства всего за два года вышли на зарубежный рынок и подписали экспортные контракты – в материале.
Успешный старт бизнеса еще 20 лет назад – это была сложная задача, а для кого-то вовсе невыполнимая. Однако сегодня на помощь начинающему бизнесмену приходят региональные меры поддержки: в научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах (НИОКР), в регистрации патента и продвижении товара. Благодаря этому стартап имеет возможность быстро выйти на рынок, даже на зарубежный.
С чего начинается бизнес в сфере пожарной безопасности и как распространить инновационный продукт по всей России и за ее пределами, NBlife рассказал руководитель проекта «Орион» Николай Ермаков.
Проект «Орион» существует на рынке три года. Предприниматели начали свой бизнес с изучения перспективных рынков. Выявленной нишей стала пожарная безопасность.
По словам организаторов бизнеса, в России не развита культура безопасности. По статистике, 70-72 пожара из 100 случаются в жилых помещениях, 92 человек из 100 погибших на пожарах – гибнет дома. Данные привели к пониманию, куда нужно направить усилия. Поэтому слоганом торговой марки была зарегистрирована фраза «Сохраняя будущее».
Взрывная инновация
Тюменские предприниматели занялись усовершенствованием автономного порошкового противопожарного устройства, в основе которого огнетушащий порошок. Изучив компактный огнетушитель, разработчики обнаружили недочеты. Около полугода «Орион» вел работу над модернизацией продукта и в итоге создал улучшенное устройство порошкового пожаротушения с наиболее качественными составляющими. Кроме того, компания предложила кроме стандартной формы устройства – шар – новые формы в виде куба и современного армейского котелка. Последняя наиболее подходит для электрощитов и иных труднодоступных мест, считают разработчики.
Когда устройство попадает в огонь, оболочка моментально прогорает. Под ней находятся бикфордовы шнуры. Они приводят в действие небольшой пиротехнический заряд, который и разбрасывает содержимое – огнетушащий порошок – в радиусе около одного метра, блокируя дальнейшее горение.
Производство решили наладить в Китае. Огнетушащий порошок и само устройство прошли экспертизу Академии государственной противопожарной службы МЧС России, выданы соответствующие сертификаты.
«Сохраняя будущее» по всей России
Российский рынок был освоен довольно быстро. Первая партия в 10 000 единиц разошлась за полтора года. У «Ориона» появились дистрибьюторы и дилеры в Санкт-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону, Набережных Челнах, Грозном, Белгороде, Перми, Екатеринбурге, Нижневартовске, Петропавловске-Камчатском.
От стартапа до экспорта росли два года, вспоминает Николай Ермаков. Благодаря инновационной разработке компания сначала стала резидентом Тюменского технопарка, а дальше сложилось сотрудничество с Центром поддержки экспорта Тюменской области. Появилась возможность расширить горизонты, не зацикливаясь только на российском покупателе.
Первым экспортным направлением оказался Кыргызстан. Знакомство с партнерами состоялось в 2018 году на алматинской выставке, участие в которой организовал Центр поддержки экспорта. В 2019 году прошла первая сделка. Пробная партия устройства успешно продана. Сейчас в работе компании – заявка на больший объем поставки.
«Команды Центра поддержки экспорта и бизнес-инкубатора Тюменского технопарка работают синергетически. Мой первый бизнес был в 1996 году. Тогда ничего подобного не было, мы стартовали полностью сами. Тогда только начали реализовывать программу по поддержке предпринимателей. Механизмы были, но только финансовые – в виде возмещения ставок по кредитам на оборудование, но до кредитов же еще нужно вырасти. А сейчас гораздо больше возможностей. Приходишь в ЦПЭ с уверенностью, что подскажут, как лучше выстроить международную деятельность, в выставках по всему миру можно участвовать – организуют. Только развивайся», - отметил Николай Ермаков.
«Орион» дважды был на казахстанской международной выставке KazBuild в Алматы. Летом 2019 года познакомились на выставке с потенциальными партнерами из Узбекистана, Азербайджана. Тут же с тремя потенциальными компаниями провели переговоры. Позже к ним проявили интерес потенциальные покупатели из Объединенных Арабских Эмиратов. Сейчас обсуждения условий договора достигли финальной стадии. Руководство компании тщательно изучает предложения, чтобы определить крупных игроков рынка, не только понимающих специфику пожарной безопасности, но и способных реализовать в своих странах большие объемы огнетушителей.
Одним из ценных методов поддержки производителя оказался выход и на российские промышленные выставки – в продвижении также помог Центр поддержки экспорта. В июле «Орион» экспонировал свою продукцию на ИННОПРОМЕ-2019 в Екатеринбурге. По словам Николая Ермакова, инновационным огнетушителем заинтересовался председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс.
Стать «Лучшим экспортером»
Недавно «Орион» воспользовался еще одним предложением Центра поддержки экспорта – развивать торговлю через российские и международные электронные площадки. Пройдя конкурсный отбор, компания в октябре 2019 года получит возможность размещения на Alibaba. Руководство проекта считает, что благодаря такой форме поддержки география и объемы продаж значительно увеличатся.
Разработчики также хотят попробовать свои силы в конкурсе «Экспортер года Тюменской области». По условиям проекта, тюменские компании могут стать номинантами, показав определенные успехи в экспортной деятельности в предыдущем году, поэтому есть стимул закрыть этот год с серьезными показателями. Николай Ермаков уверен, предпринятые усилия позволят к 2020 году увеличить объемы экспорта. К этому времени «Орион» уже выйдет на Alibaba, будут заключены контракты с Казахстаном, Узбекистаном, возможно, и с ОАЭ. А значит шансы на победу возрастут.
В планах компании – продолжить научно-исследовательскую деятельность, это поможет производству оставаться конкурентно способным на мировых рынках.